ермин же "золотоискатели" характеризует откровенну
ермин же "золотоискатели" характеризует откровенную жажду наживы Ляписа
и его соавторов.
... Уголино - гроссмейстер ордена фашистов... Сфорца - фашистский
принц... То, что в 1927 году врагами советского ученого оказываются фа-
шисты, - вполне закономерно: Италия, где у власти была партия Б. Муссо-
лини, считалась потенциальным военным противником СССР, аналогично и в
упоминавшемся фильме Кулешова "Луч смерти" враги изобретателя - фашисты.
Следуя пропагандистской схеме, ляписовский соавтор наугад выбирает зна-
комые понаслышке имена, привычно ассоциируемые с Италией: Уголино - пер-
сонаж "Божественной комедии" Данте, а Сфорца - династия миланских герцо-
гов, правившая в XV-XVI веках. Термин "гроссмейстер фашистского ордена",
то есть соединение фашизма и масонства, точнее, масонской номенклатуры -
тоже очевидная нелепость, поскольку именно дуче заслужил репутацию ярого
гонителя масонов. Однако химерический фашист-масон - не только свиде-
тельство невежества "золотоискателей". Это еще и указание на основной
объект пародии, роман Белого "Москва": в романе главный враг русского
ученого, иностранный резидент Мандро - масон, и перед войной он встре-
чался с будущим дуче "в масонских кругах". Авторы пародии на Белого пос-
тоянно подчеркивают, что "золотоискатели" выбирают тему шпионажа, исходя
исключительно из соображений конъюнктурных. При этом подразумевается,
что Ляпис опять ошибся: в контексте полемики с "левой оппозицией" акцен-
тирование военной угрозы было нежелательно именно с точки зрения офици-
альной пропаганды. Таким образом, роман "Москва" интерпретируется Ильфом
и Петровым как неуклюжая попытка Белого следовать уже устаревшим - в мае
1927 года - пропагандистским установкам. На исходе 1928 года политичес-
кая ситуация была иной (что уже рассматривалось в предисловии), потому,
вероятно, глава "Могучая кучка или золотоискатели" не включалась в пос-
ледующие издания "Двенадцати стульев".

Глава XXXIII. В театре Колумба

... глаза его приобретали голубой жандармский оттенок... Имеется в
виду цвет офицерских мундиров Корпуса жандармов в XIX веке, а позже -
цвет мундирных кантов.
... положенный по гендоговору... То есть генеральному договору. В
данном случае подразумевается общее соглашение, заключавшееся при найме
с администрацией предприятия или учреждения и предусматривающее, в част-
ности, обеспечение сотрудников инвентарем и специальной одеждой, пере-
численными при подписании.
... стоять на цинке... Термин воровского жаргона: караулить, наблю-
дать за окружающей обстановкой, чтобы вовремя предупредить об опасности
сообщника, совершающего кражу или иное преступление.
... с тиражным пароходом "Скрябин"... Речь идет о специальной поездке
для пропаганды в Поволжье уже упоминавшегося государственного выигрышно-
го займа 1927 года и продажи облигаций непосредственно перед тиражом.
Судна, называвшегося "Скрябин", в Волжском пароходстве тогда не было,
однако некоторые пароходы действительно носили имена знаменитых русских
композиторов.
... О, моя молодость... запах кулис... сколько таланту... в роли Гам-
лета... Вероятно, Бендер пародирует аффектированную речь героев пьес А.
Н. Островского, рассказов А. П. Чехова, А. И. Куприна и ряда других пи-
сателей о старых актерах, вспоминающих истинные или мнимые сценические
триумфы.
... в... брюках-дудочках... То есть узких брюках длиною обычно до щи-
колоток.
... галстуках "собачья радость"... О каких конкретно фасоне и расц-
ветке идет речь, не вполне ясно: "собачьей радостью" именовали тогда и
галстук-бабочку,
вероятно, по аналогии с ошейником, и галстук-бант -
ленту, часто цветную, завязывавшуюся бантом под воротником рубашки, и
короткие широкие, бледно-розовые, в белую крапинку или горошек галстуки,
напоминавшие, надо полагать, дешевую вареную колбасу, прозванную так же.
... ботиночках "Джимми"... Имеются в виду полуботинки с длинными уз-
кими носами, как правило, на высоком каблуке - фасон, заимствованный из
американских фильмов, что, вероятно, и обусловило экзотическое для СССР
прозвище
... б. Филипповым и б. Елисеевым... Г. Г. Елисеев (1858- 1942) - вла-
делец многочисленных винных и гастрономических магазинов, самый крупный
из которых располагался на Тверской. И. М. Филиппов (1827-1878) - созда-
тель сети "филипповских" булочных и кондитерских в Москве, славившихся
дешевизной и высоким качеством продукции; потомки сохранили название
фирмы, филипповская булочная с кофейной находилась неподалеку от елисе-
евского магазина на Тверской. Ныне магазин и булочная на Тверской носят
имена прежних владельцев - Елисеевский гастроном и Филипповская булоч-
ная.
... со стадиона Томского... Так в рукописи. М. П. Томский в 1927 году
- член Политбюро ЦК ВКП(б), председатель Всесоюзного центрального совета
профессиональных созов и т. п., но через два года он уже был признан
"оппозиционером" в числе прочих "правых фракционеров". Стадион, о кото-
ром идет речь, принадлежал профсоюзу пищевиков. После "опалы" Томского
имя его упоминать запрещалось, потому в позднейших изданиях вместо "ста-
диона Томского" - "Стадион юных пионеров".
... кино "Великий Немой"... Кинотеатр с таким названием (позже изме-
нено на "Новости дня") находился на Тверском бульваре.
... размахивали записочками от... и прочих, тесно связанных с театром
лиц... Далее Ильф и Петров иронически обыгрывают названия реально су-
ществовавших организаций, ставя их в ряд с вымышленными.
... школьного совета "Мастерской циркового эксперимента"... Вероятно,
контаминация таких названий, как Мастерская циркового искусства, Госу-
дарственные экспериментальные театральные мастерские и т. п. В данном
случае обыгрывается склонность тогдашних режиссеров-модернистов к цирко-
вым эффектам.
... "ФОРТИНБРАСА при УМСЛОПОГАСЕ"... В названии организации, явно па-
родирующем неудобопроизносимые советские аббревиатуры, соединены имена
двух литературных героев: хрестоматийно известного норвежского принца из
трагедии У. Шекспира "Гамлет, принц датский" и зулусского воина из рома-
на Р. Г. Хаггарда "Аллен Квотермейн".
... Московское отделение Ленинградского общества драматических писа-
телей и оперных композиторов... Возможно, шутка. Общество русских драма-
тических писателей и оперных композиторов было создано в 1870 году в
Москве по инициативе А. Н. Островского - для защиты авторских прав дра-
матургов и композиторов, затем - уже в начале XX века - оно разделилось
на московскую и петербургскую организации: Московское общество драмати-
ческих писателей и композиторов и петербургский Драмсоюз. В советский
период реорганизовано в Московское и Ленинградское общества драматичес-
ких писателей и композиторов. Оба союза объединены в 1925 году во Все-
российское общество драматических писателей и композиторов, переимено-
ванное вскоре в Союз драматических и музыкальных писателей.
... в Таганской тюрьме в 1922 году, когда и сам сидел там... Очеред-
ное, причем уже прямое указание на криминальное прошлое Бендера.
... кружках Эсмарха... - стеклянная, фаянсовая или металлическая
кружка,
емкостью 1-3 литра, с гибкой резиновой отводной трубкой длиною
до 2 метров, используется для клизм и спринцеваний. Изобрел это приспо-
собление немецкий медик Ф. А. Эсмарх (1823-1908).
... привыкшего к классической интерпретации "Женитьбы"... Автор спек-
такля - Ник. Сестрин... монтера Мечникова... Описывая "Театр Колумба",
то есть театр первооткрывателей, авторы романа создали обобщенную паро-
дию на многочисленные авангардистские постановки, характерные для 1920-х
годов. Однако главным объектом иронии были работы В. Э. Мейерхольда. В
частности, на исходе 1926 года он поставил комедию Н. В. Гоголя "Реви-
зор", что вызвало ожесточенную полемику в тогдашней периодике: противни-
ки инкриминировали Мейерхольду злонамеренное искажение классики, едва ли
не глумление над гоголевским текстом, защитники же режиссера настаивали
на том, что именно он сумел "приблизить классику к современности". Инте-
рес к спектаклю был настолько силен, что в 1927 году в Москве вышел
сборник критических статей "Гоголь и Мейерхольд", куда, кстати, вошла
апологетическая работа А. Белого. На Мейерхольда указывает и театральная
терминология, присущая его школе: "автор спектакля", "вещественное
оформление". К мейерхольдовским сценическим приемам отсылает также биб-
лейская аллюзия - "им. Валтасара": огненные слова, возникшие на стене
дворца библейского царя, сопоставлены со светящимися экранами, куда про-
ецировались названия частей спектакля или соответствующие лозунги. Да и
сочетание "Ник. Сестрин" явно образовано по образцу "Вс. Мейерхольд", то
есть с частичным раскрытием инициала, как обыкновенно было на его афи-
шах. Прочие же фамилии, равным образом названия учреждений, производят
комический эффект в силу "внутренней формы" и благодаря неожиданным ли-
тературным или историческим ассоциациям. Так, сочетание "стихи М. Шерше-
ляфамова" напоминает и о французской поговорке "cherchez la femme" (фр.
ищите женщину), и о скандально известном поэте-имажинисте В. Г. Шершене-
виче, дружившем с Мейерхольдом, "литмонтаж И. Антиохийского" - о городе
Антиохии, привычно ассоциируемом с событиями Священной истории, далее -
по контрасту - следует "X. Иванов", намек на распространенную скабрезную
шутку, непристойное именование ничем не интересного незнакомца, в фами-
лии "Симбиевич-Синдиевич" обыграно созвучие терминов "симбиоз" и "синди-
кат", почему инициалы тут вообще не понадобились, зато имя и фамилия из-
готовителя париков приведены полностью - "Фома Кочура", именно так звали
знаменитого террориста, бывшего столяра, совершившего в 1902 году поку-
шение на харьковского губернатора, ну а "монтеру Мечникову" достался од-
нофамилец мирный - биолог И. И. Мечников, нобелевский лауреат 1908 года,
и т. п.
... отпечатана в школе ФЗУ КРУЛТ... Вероятно, здесь пародируются та-
кие аббревиатуры, как ГВЫРМ, то есть Государственные высшие режиссерские
мастерские - учебное заведение, организованное Мейерхольдом, и ФЭКС,
Фабрика эксцентрического актера - кино-театральная постановочная группа,
также создававшаяся под влиянием мейерхольдовских идей. Соответственно,
при фабрике и мастерских (если рассматривать термины в их привычном зна-
чении) вполне может существовать фабрично-заводское училище - ФЗУ.
... мастерских ВОГОПАСА... Литературная аллюзия: в рассказе А. Т.
Аверченко "Городовой Сапогов" заглавный персонаж заказывает визитную
карточку и, читая на литографском камне "зеркально" изображенную свою
фамилию - "вогопас", возмущается, видя в том злую насмешку.
... Госмедторг... То есть акционерное общество производства и торгов-
ли химико-фармацевтическими препаратами и медицинским имуществом - "Гос-
медторгпром". У общества был свой магазин на улице Петровка.
... и на термометрах играете?.. Аллюзия на опубликованную в июльском
номере журнала "30 дней" за 1927 год шуточную афишу одесского Дома вра-
ча, где сообщалось, что "ансамбль врачей-исполнителей" будет играть
фокстроты на кружках Эсмарха, стетоскопах, а также скальпелях, пинцетах
и т. п.

Часть третья

Глава XXXIV. Волшебная ночь на Волге

... Грузчики вонзали железные когти... Имеются в виду специальные
серпообразные крючья на веревках, облегчающие подъем груза и перенос его
на спине, благодаря которым грузчики и получили прозвище "крючники".
... на Кремлевском "элеваторе" поднялся в город... Нижний Новгород
естественным образом делился на две неравные части: та, что территори-
ально больше, где был возведен Нижегородский Кремль (его строительство
завершилось в XVI веке), располагалась на горах - высоком берегу Волги,
а нижняя - по нижним набережным, обе части соединялись двумя подъемника-
ми - элеваторами - Кремлевским и Похвалинским.
... о радиолаборатории Бонч-Бруевича... М. А. Бонч-Бруевич
(1888-1940) - один из первых русских радиотехников, основатель отечест-
венной радиоламповой промышленности, под руководством которого проекти-
ровалась и в 1922 году была построена в Москве первая мощная радиовеща-
тельная станция; возглавлял Нижегородскую радиолабораторию в 1918-1928
годах.
... о последствиях наводнения... Имеется в виду весенний разлив Волги
1927 года.
... заграбастал себе двадцать марок... Речь идет о выдававшихся ко-
мандированным для ежесуточных расчетов в столовых и буфетах жетонах (та-
лонах) с указанной в рублях и копейках номинальной стоимостью. Эти доку-
менты предъявлялись столовыми и буфетами к оплате.
... флексатоны... Флексатон - ударный музыкальный инструмент, полу-
чивший распространение в 1920-е годы и обычно использовавшийся джаз-ор-
кестрами: стальная пластинка с прикрепленными к ней двумя шариками.
... выставку денежных знаков и бон... Денежными знаками, вероятно,
именуются банковые билеты, выпускавшиеся с 1922 года Госбанком СССР. На-
именьшая из них по стоимости приравнивалась к довоенной десятирублевой
золотой монете (содержание золота 7,74234 г) - червонцу, благодаря чему
они и получили название червонные банкноты. Червонцы выпускались купюра-
ми в 1, 2, 3, 5, 10, 25, 50 рублей. Бонами же в данном случае названы
государственные краткосрочные кредитные документы, квитанции на получе-
ние каких-либо товаров или услуг в объеме указанной суммы.
... со своей женой Густой, которая никакого отношения к нашему кол-
лективу не имеет... Надо полагать, намек на жену Мейерхольда - ведущую
актрису театра 3. Н. Райх (1894-1939): некоторые современники и коллеги
отказывали ей в сценическом даровании, настаивая, что единственной при-
чиной блестящей театральной карьеры было удачное замужество. О намеке на
Райх свидетельствует, в частности, и своего рода "перекличка" немецкого
имени жены Сестрина и немецкой фамилии жены Мейерхольда.
... Рабис... - профессиональный союз работников искусства. Согласно
тогдашним правовым установкам, местное отделение этого союза могло нап-
равить художников, которые прошли там регистрацию и не имели постоянного
места работы, в распоряжение организаций, заблаговременно приславших за-
явки.
... стоите, как засватанный... Вероятно, Бендер имеет в виду особен-
ности русского архаического свадебного обряда: с момента сватовства на
поведение жениха и невесты налагалось множество запретов. К примеру, в
ряде областей невесту выводили из родного дома под руки - дабы духи до-
машнего очага видели, что она не своей волею их покидает, и т. п. Не
исключено также, что реплика Бендера связана с обычаями в ряде областей
России, запрещавшими девушкам, которые дали согласие сватам, участвовать
в деревенских гуляниях молодежи.
... ВХУТЕМАС... - Высшие государственные художественно-технические
мастерские, организованные в 1921 году. Подразумевается, что худож-
ник-самозванец получил диплом не позже чем за год до описываемых собы-
тий, поскольку в 1926 году на основе ВХУТЕМАСа был создан Высший госу-
дарственный художественно-технический институт - ВХУТЕИН.
... Пароход по Волге плавал... Сире-энь цвяте-от... Неточно цитирует-
ся один из куплетов популярной лирической песни "Волжская" ("Волжские
страдания"): "Пароход идет "Анюта", / Волга-матушка река, / На нем белая
каюта, / Заливает берега. / Сирень цветет, / Не плачь, придет..." Текст
песни варьировался, однако во всех вариантах вторая строка каждой строфы
- "Волга-матушка река", четвертая - "Заливает берега", рефрен - "Сирень
цветет, /Не плачь, придет". Примечательно, что один из вариантов под
названием "Волжские частушки" был опубликован во втором номере журнала
"30 дней" за 1927 год.
... Не уходи. Твои лобзанья... небосклон... Неточно цитируется строфа
популярного романса В. С. Муромцевского на стихи Вл. Г. Жуковского "Твои
лобзанья жгучи".

Глава XXXV. Нечистая пара

... взыскательного художника... Аллюзия на строку стихотворения А. С.
Пушкина "Поэт".
... чайной Коробкова... Возможно, речь идет о чайной, в предреволюци-
онные годы принадлежавшей купцу И. А. Коробкову, который также был вла-
дельцем кондитерского магазина в Нижнем Новгороде.
... РКИ... РКИ или Рабкрин - Рабоче-крестьянская инспекция, созданная
в 1920 году для контроля деятельности всех советских учреждений и предп-
риятий. Комиссии РКИ подчинялись соответственно Народному комиссариату
РКИ. Группы сотрудников РКИ в обязательном порядке контролировали розыг-
рыши государственных займов.
... Электричество плюс детская невинность... Лозунг Остапа явно восп-
роизводит ленинскую модель: "Коммунизм - это Советская власть плюс
электрификация всей страны".
... заиграл "Барыню"... "Если барин... без часов"... Имеется в виду
народная плясовая песня, серия куплетов о барыне и барине - жадных,
тщеславных и глупых щеголях и транжирах, причем у каждой серии был свой
рефрен: "Ах, какая барыня, / Барыня-сударыня" и "Ах ты барин, барин мой,
/ Сударь-барин дорогой".
... Французский кинооператор из группы "Авангард"... Группу составля-
ли кинематографисты, призывавшие к отказу от коммерческой ангажирован-
ности и поиску новых художественных приемов. В СССР печатались труды те-
оретика "Авангарда" - Л. Деллюка (1890-1924), который, в частности,
сформулировал категорию "фотогении" - аспекта действительности, наиболее
подходящего для выражения средствами фото или киноискусства.
... Человека забыли... Аллюзия на финал пьесы А. П. Чехова "Вишневый
сад".
... известно, что без разрешения инспекции труда мы не можем допус-
тить сверхурочных... почему же вы не запаслись разрешением в Москве...
Инспекция труда находилась в ведении Народного комиссариата труда, на
нее возлагался надзор за соблюдением учреждениями и предприятиями зако-
нодательства
о труде. Инспекторы труда избирались профсоюзными организа-
циями. Правила, о которых идет речь, то есть запрет на сверхурочные ра-
боты без санкции (предварительной или последующей) местного инспектора
труда, зафиксированы действовавшим в 1927 году Кодексом законов о труде
РСФСР.

Глава XXXVI. Изгнание из рая

... одни герои романа были убеждены в том, что время терпит, а другие
полагали, что время не ждет... Литературная аллюзия: название одного из
самых популярных в России романов Дж. Лондона о клондайкских золотоиска-
телях и прозвище заглавного героя - "Время-не-ждет".
... издательство "Васильевские четверги"... Весьма прозрачный намек
на писательское объединение и кооперативное издательство "Никитинские
субботники", названные так в честь основательницы - Е. Ф. Никитиной
(18911973). "Никитинские субботники" в 1927 году продолжали выпуск шес-
титомного собрания сочинений Пантелеймона Романова (Агафона Шахова),
кроме того, "Никитинскими субботниками" в 1927 году изданы две части
эпопеи Андрея Белого "Москва" и сборник "Гоголь и Мейерхольд" - на эти
книги содержатся аллюзии в романе "Двенадцать стульев".
... Бейте в бубны, пусть звенят гитары... Шахов напевает романс М.
Нейда (Б. С. Борисова) на стихи Г. М. Намлегина "Цыганка Зара", а это,
так сказать, новинка сезона: брошюра с нотами и стихами быстро ставшего
модным романса была впервые издана в Ленинграде в 1927 году.
... Сифончатые молодые люди... Обсценная шутка, построенная на игре
слов: "сифон", с одной стороны, название насоса в виде коленчатой труб-
ки, что понимается как уничижительный намек на неординарные инструменты
группы "музыкального оформления", а с другой


39  40  41  
Используются технологии uCoz